52820187_1072124509655542_2872384598971514880_n

НДС vs налог с продаж. Чем косметические реформы отличаются от кардинальных

Вчера в парламенте первое чтение прошел законопроект 5368 о внесении изменений в Налоговый кодекс для улучшения инвестиционного климата. Законопроект неплохой – но это снова косметические реформы, изменения по форме, не по содержанию.

Украинский институт будущего и International Investment Partners инициировали дискуссию на предмет замены НДС на налог с продаж в Украине. Получилось интересно и без популизма.

Важный вывод – идею поддерживают в основном люди с правыми политическими убеждениями, условно говоря – формирующаяся группа украинских республиканцев, сторонников уменьшения государственного вмешательства в экономику. Критикуют же этот проект социал-демократы, которые боятся потерять доходы бюджета сейчас и не думают о том, что будет завтра, отказываются признавать, что в перспективе действующая налоговая система не даст Украине экономического роста.

Мое видение такое: Украина должна определить для себя стратегическую цель и строить экономическую модель исходя из этой цели.

Если мы считаем целью рост экономики и привлечение инвестиций – значит, нужно создавать механизмы, систему, в которой эта цель будет достижима.

Например – кардинальная налоговая реформа. Мы просчитывали вариант замены НДС на налог с продаж в Украине.

Идея такова: вместо НДС ввести налог с розничных продаж по ставке 10% для всех субъектов хозяйствования. Уплата налога происходит в момент продажи, механизм контроля – РРО.

Что делать с налогом на прибыль в такой модели? Либо одномоментно увеличивать для балансирования бюджета (этот вариант посчитали негативным, так как спровоцирует бизнес на оптимизацию прибыли), либо сохранять на нынешнем уровне и делать ставку на рост базы налогообложения за счет роста и легализации прибыли, ведь отмена НДС неизбежно приведет к росту экономики.

Что мы получаем? Налог с продаж – это правильный налог на потребление. По факту покупки деньги направляются в бюджет.

Расходы на администрирование минимальны, государство экономит на чиновниках.

По нашим расчетам, за счет ликвидации схем оптимизации НДС, откатов за возмещение и взяток оборотные капиталы компаний увеличатся минимум на 100 млрд. грн (по состоянию на сегодня примерно в 80 млрд грн мы оцениваем схемы с НДС и не менее 25 млрд – взятки за возмещение). Если эти деньги вывести – они приведут к резкому увлечению ликвидности бизнесов, снизят нагрузку на оборотный капитал, оживят внутренний рынок и увеличат прибыль компаний примерно на 40%.

При этом СПД освобождаются от уплаты единого налога. Сейчас из 1,5 млн СПД в Украине минимум половина используется для оптимизации продаж в рознице. Реальные СПД в нашей модели устанавливают РРО и в случае продажи услуг и товаров конечным потребителям-физлицам к розничной стоимости при покупке добавляют в чек налог с продаж, становятся налоговыми агентами.

Номинально продажи предприятий примерно равны продажам через СПД, но налоговые отчисления от них асимметричны. Ограничение возможности оптимизации через СПД приведет к легализации продаж предприятий и увеличит базу налога на прибыль.

Замена НДС на налог с продаж приведет к ликвидации огромной коррупционной системы. И это будет реальное улучшение инвестиционного климата.

В стране произойдет перераспределение налоговой нагрузки, что дает импульс и внутреннему рынку, и МСБ, и производству, и экспорту, и либерализацию в целом. Кроме того, налог с продаж можно легко децентрализовать, что приведет к усилению местных громад и увеличению ответственности локальных властей за уровень развития территорий. Власть будет иметь право устанавливать разные ставки налога на разные группы товаров или в зависимости от регионов.

Поскольку НДС формирует примерно 38% госбюджета такая реформа – очень сложна. И модель замены НДС на налог с продаж имеет большие риски. Есть риск уклонения, сокращения налоговой базы, количества плательщиков, возникновения кассового разрыва по поступлениям от импортных товаров, нужны эффективные системы контроля. Но все это риски, с которыми можно и нужно работать, просчитывать их, оценивать.

При этом мы понимаем, что в случае реализации реформы рост экономики Украины будет скачкообразным и практически во всех сферах, экспорт станет более выгодным, страна превратится в огромную торговую и производственную площадку. Эксперты сходятся во мнении, что главным бенефициаром роста станет даже не экспорт, а именно производство, это даст сильнейший толчок внутреннему рынку. Кроме того, в таких условиях в Украине запустится фондовый рынок.

Показательно, что наши эксперты самым большим риском замены НДС на налог с розничных продаж считают сопротивление со стороны госаппарата.

Чтобы интегрировать такую модель, нужно устраивать буквально революцию.

И отказываться от социал-демократической риторики.

 

Текст впервые опубликован в авторском блоге на сайте LB.ua

Comments are closed.